В Воронеже живёт удивительный мастер резьбы по дереву бензопилой, Александр Ивченко. Он настоящий Мастер, хотя режет по дереву всего 7 лет. Поразительно, его скульптуры выглядят, как живые, все детали проработаны подробно и утончённо, хотя работает Александр таким, на первый взгляд, непростым, тяжёлым и грубым инструментом, как бензопила. Он разместил на своей странице в интернете фотографии поэтапного превращения ствола дерева в собаку, которую на расстоянии вполне можно принять за живую.
Скульптор когда-то считал, что мастером называться не скромно, лучше говорить «карвер». Так называют резчиков бензопилой на Западе. Но позже он выполнил норматив мастера спорта и теперь это звание может носить без оговорок. К тому же карверы – это всё-таки ремесленники, люди не творящие, а, скорее, производящие. Не совсем наш вариант…
Создатель деревянного пса приоткрыл тайну превращения заготовки в нечто одухотворённое: «Заготовку каждый раз хочется если не оживить, то одухотворить, вложить в неё часть своей души. До какого-то момента перед тобой – бревно, а потом убирается «та самая» стружка, после которой это уже не просто деревяшка, а нечто большее. Вместилище твоей души. Возможно, дело не в одной стружке, а в их критической массе».
Александр рассказывает о том, как родилась идея ваять собак: «С собаками у меня отношения особые, это уже четвёртая за последнее время. Я вырос на севере Иркутской области, в Ербагачёне, где люди живут охотой. Может, кто читал «Угрюм-реку», там есть про наше село. Так вот там в каждом доме есть собаки – восточно-сибирские лайки. Уникальная порода, с вековой селекцией. Всё детство провёл с ними. Сейчас я в разъездах, поэтому себе собаку позволить не могу. Мою благосклонность и добрые чувства пока получает огромный кобель, который охраняет базу, где работаю, и… деревянные изваяния. За работой над ними пытаюсь понять характер этих животных».
Из предыдущих собак-натурщиц две были маститыми чемпионами – джек-рассел-терьер и тибетский мастифф. А вот третья – бродяжка Плюша. На ней скульптор показал всё своё сожаление по поводу неподобающего отношения людей к животным. На эту работу из дуба, который когда-то рос на территории пионерлагеря в Бабяково, ушло пять рабочих дней или, если чистым временем, около 30 часов.
Александру хочется делать разнообразные работы, идти вперёд, чтобы в них душа была. Автор ни за какие деньги не делает волков в стиле «Ты, это, заходи, если чё» из мультфильма «Жил-был пёс». А вот с собаками понятно ещё не всё, поэтому их, вероятно, будет создано ещё много.
По образованию Ивченко – учитель русского языка и литературы. В родном городе он работал грузчиком, милиционером, учителем в школе, а когда переехал в Воронеж, побывал и журналистом в газете, и пресс-секретарем гордумы. В 2013 году жена подарила мужу бензопилу, и началось…
Александр постепенно вошёл во вкус создания деревянных скульптур, и теперь не только в Воронеже, но по всей стране можно найти творения, которые он создал бензопилой.
В данный момент у мастера наметился чёткий вектор – работа над арт-пространствами и культурными площадями. Несмотря на коронавирусные препятствия, в горах над Ялтой в 2020 году удалось поучаствовать в создании парка «Вишнёвы сад – возрождение». В заброшенной усадьбе Шаляпина теперь «гуляют» персонажи чеховских рассказов.
В Воронеже и области нет таких масштабных работ. Некоторое время назад Александру позвонили из департамента культуры и предложили сделать что-то для юбилея музея-заповедника Костёнки. Пока художник думает создать там что-то вроде реконструкции древнейшей стоянки наших предков со всеми деталями – от быта до основных направлений жизнедеятельности пращуров. При этом хочет учесть и исторический ракурс, и мельчайшие подробности: элементы одежды, пищу и даже мимику тех, кто жил здесь много веков назад.
Человек, который стал лучшим на самых крупных соревнованиях среди резчиков бензопилой в стране, единственный из русских, кто выиграл престижнейший Кубок Сандрингема в Великобритании мечтает о парке скульптур в Воронеже. У него уже есть только название – «Ладушки».
Пока осуществить задумку сложно, так как места своего для творчества в Воронеже нет. Сейчас зодчий надеется накопить денег на клочок земли, где он мог бы установить хорошую мастерскую, чтобы можно было бы хранить самый дорогой инструмент, а главное – благородные породы древесины. Это может стать отправной точкой для того, чтобы замахнуться на главную идею в его творческой жизни.